Мармарай: метро между континентами

Мармарай — важнейший инфраструктурный проект 21 века в Стамбуле. Несмотря на небольшую протяженность, эта ветка подземки берет на себя упрощение перемещения из европейской в азиатскую часть Стамбула в несколько раз.

Мармарай призван связать отдаленные районы Гебзе и Халкалы, упростив путь в несколько раз
Мармарай призван связать отдаленные районы Гебзе и Халкалы, упростив путь в несколько раз

Мармарай представляет собой соединение традиционного метро и тоннеля, проложенного под Босфором. Работы по возведению тоннеля под проливом начались еще в 2004 году и были окончены осенью 2013 года. Планировалось, что работы будут завершены к 2009 году, но строители, как это часто бывает в Стамбуле, уже в процессе работы наткнулись на исторические артефакты, спрятанные под землей, поэтому приходилось вносить изменения в проект. Мармарай стал первой железнодорожной системой, связавшей европейскую и азиатскую часть города. Вторая стадия проекта будет сдана в эксплуатацию в 2015 году.

На открытие Мармарая пришли десятки тысяч человек
На открытие Мармарая пришли десятки тысяч человек

Название Мармарай было получено путем совмещения имени Мраморного моря (Marmara — тур.) и слова Ray (аналогу английского rail — рельс). В простонародье Мармарай нередко называют «шелковым путем».

Тендер на строительство проекта Мармарай выиграл турецко-японский консорциум Taisei Corporation. Проект предусматривает 13-километровый тоннель (в том числе и его линия под Босфором), а также использование 63 километров железнодорожных путей для создания полноценной линии метро, которая соединит расположенные в противоположных частях Стамбула районы Гебзе и Халкалы. Потенциал линии оценивается в 1.5 миллиона человек ежедневно. Время пути из Гебзе в Халкалы составит 105 минут, что сократит традиционное время в пути в несколько раз. Путь из Ускюдара в Сиркеджи, традиционно занимающий минимум полчаса, теперь занимает лишь 4 минуты. Дорога из Соутлучешме (Sogutlucesme) в Еникапы (Yenikapi) — 12 минут, а путь из Бостанджи (Bostanci) в Бакыркёй (Bakirkoy), который раньше мог занять несколько часов, теперь длится всего 37 минут.

Поезда Мармарая отличаются от привычных глазу поездов метро
Поезда Мармарая отличаются от привычных глазу поездов метро

Сам тоннель под Босфором находится на глубине более 55 метров. Въезд в него находится на станции Казлычешме (Kazlicesme) на европейской стороне и Айрылык Чешмеси (Ayrilik Cesmesi) на азиатской стороне. На кольцевых станциях Мармарая, а ими являются Ускюдар и Еникапы, находится пересадки на важнейшие транспортные линии — метро Кадыкёй — Картал и метробус в азиатской части, линии метро М1 (Еникапы — Аэропорт Ататюрка) и М2 (Еникапы — Хаджиосман) в европейской части города. Таким образом, Мармарай соединил самые высоконагруженные линии, равномерно распределяя транспортные потоки в городе. Теперь для тех, кто едет из Кадыкёя в Аэропорт Ататюрка нет нужды ехать в объезд через Меджидиекёй, Бахчелиэвлер и Босфорский мост, делая огромный крюк.

Типичный вход на станцию Мармарай
Типичный вход на станцию Мармарай

Итак, вернемся к станциям Мармарая. Все они, что неудивительно, очень нужны стамбульцам. На станции Казлычешме (Kazlicesme) будет находиться переход на новый железнодорожный хаб, который планируется открыть в ближайшие несколько лет.

Станция Еникапы (Yenikapi) с продлением до нее так нужных горожанам веток метро М1 и М2 стала важнейшим транспортным центром европейской части города. Отсюда всего за 5 минут можно добраться до Аксарая — одного из самых популярных туристических районов. Здесь же находится морской порт, откуда следуют паромы и морские автобусы в ближайшие населенные пункты, находящиеся на берегах Мраморного моря (Ялова, Бурса, Чинарджик и другие). Кроме того, на Еникапы уже давно находится кольцевая станция автобусов, следующих в большинство районов европейской части Стамбула.

Сиркеджи (Sirkeci) — станция в исторической части города. Отсюда за 5 минут можно дойти до Галатского моста, Новой мечети (Yeni Cami), а также пристани Эминёню — одного из самых популярных мест для туристов. Дорога до Собора Святой Софии и мечети Султана Ахмета займет всего 10 минут. Еще меньше (5 минут) понадобится для того, чтобы оказаться во дворце Топкапы. Именно здесь находится одноименная станция самого популярного в Стамбуле трамвая Т1 (Кабаташ — Бакыркёй).

Ускюдар (Uskudar) — один из ключевых транспортных хабов в азиатской части Стамбула. Здесь находится огромная автостанция (меньшая, чем в Кадыкёй, но не менее важная), а также морской порт, откуда можно уплыть в большинство других прибрежных районов города.

Айрылык Чешмеси (Ayrilik Cesmesi) — станция, расположенная недалеко от Кадыкёй — центра азиатской части Стамбула. В Кадыкёй находится огромная автостанция, огромный причал, а также всевозможные остановки такси и долмушей во все точки Стамбула.

Подробнее о районах Стамбула читайте здесь.

Стоимость проезда в Мармарай такая же, как и в метро: 4 турецких лиры при оплате жетоном и 2,15 турецких лиры при оплате Istanbul Kart. Подробную информацию об оплате проезда в Стамбуле вы найдете здесь.

Свежие записи

Istanbul Expert Автор:

1 комментарий

  1. Maria
    23.02.2015
    Ответить

    Скажите, пожалуиста, как устроен пересадочный узел в Йеникапы и насколько просто пересесть там с поезда, идущего от аэропорта Ататюрк, на линию Мармарай до Сиркеджи, то есть конкретно меня интересует, не слишком ли это с чемоданами тяжело делать. А также, где находится выход из Мармарай в Сиркеджи. Большое спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*